Телефон:
8 (34783) 2-43-45
E-mail:
asosh2006@mail.ru

Социально-психологическая служба

ГРАФИКИ РАБОТЫ
ПОНЕДЕЛЬНИК-ПЯТНИЦА 8.00-16.00


ПАМЯТКА
«Как сохранить психическое здоровье ребёнка»
  • Всегда находите время поговорить с ребёнком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребёнка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
  • Научитесь относиться к ребёнку как равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребёнка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощёчины».
  • Не требуйте от ребёнка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ним даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребёнком. Хмуро сведённые брови, гневно сверкающие глаза, искажённое лицо - «психологическая пощёчина» ребёнку.

ПАМЯТКА

«Правила общения при конфликте с ребёнком»
Будучи в позиции слушающего:

  • проявляйте терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего- помочь ребёнку в выражении, высказывании своих проблем;
  • не давайте оценок ребёнку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребёнка;
  • не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте---это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребёнок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

  • не обвиняйте - не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребёнка и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось;
  • не придумывайте - не говорите ребёнку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
  • не защищайтесь - сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;
  • не характеризуйте - не описывайте личность ребёнка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
  • не обобщайте – избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребёнка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо помните.

Памятка по разрешению конфликтов

Уважаемые родители!


Попытайтесь осмыслить предложенные вопросы и вам будет легче адекватно вести себя в конфликте.

1. Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?

2. Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?

3. Как бы я чувствовал себя на его (её) месте?

4. Что он (она) пытается сказать?

5. Выслушал ли я его (её) как следует?

6. Что я хочу изменить?

7. Как я могу сказать это без обвинений и нападок?

8. Не злоупотребляю ли я властью?

9. Что я чувствую?

10. Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?

11. Поможет ли это делу, если я расскажу ему (ей) о том, что я чувствую?

12. Что я хочу изменить?

13. Избавился ли я от желания наказать его (её)?

14. Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац).

15. Хочу ли я разрешить конфликт?

Памятка «Приёмы эффективного слушания»
  • Дайте возможность ребёнку высказаться.
  • Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
  • Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребёнка, ход его мыслей.
  • Не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться.
  • Поддержите ребёнка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
  • Покажите ребёнку, что вы поняли его. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов «Как я тебя понял…», «По твоему мнению…», «Ты считаешь…», «Ты, наверное, расстроен тем, что…».
  • Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия (во-первых, во-вторых и т.д.).
  • Утолите «тактильный голод» ребёнка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе.



Тест для родителей «Оцените самоконтроль в общении»

1. Мне кажется, искусство подражать повадкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтоб привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти не плохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.